Безопасность Арктики и россииПрирода, хозяйственная деятельность, населениеОбщественный правозащитный Центр Бориса Дульнева |
Навигация
|
Борис Дульнев. Тезисы к обсуждению темы "Арктика - образ будущего" на Экспертном Совете ПОРА 06.05.2020Безопасность Арктики и России. 06.05.2020.
Ненецкий АО (НАО), Борис Дульнев. Тезисы к обсуждению темы "Арктика - образ будущего" на Экспертном Совете ПОРА 06.05.2020 Очередное заседание Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) в формате онлайн-конференции прошло 06 мая т.г. Тема: «Арктика-образ будущего». Вопросы, предложенные экспертам ПОРА для обсуждения на заседании: 1. Образ будущего Арктики! Какой вы ее представляете себе через 15 лет. А через 30 лет? 2. Что будет сделано в вашем регионе в рамках реализации Стратегия -2035? 3. Что необходимо реализовать вашем регионе в рамках реализации Стратегия -2035 4. Что необходимо реализовать, по вашему мнению, в рамках реализации Стратегия -2035 а России 5. Как повлияет пандемия COVID-19, по вашему мнению, на реализацию Стратегии Арктика -2035 в России и вашем регионе? Ожидания, плюсы и минусы. «О приоритете соблюдения прав человека, интересов ТХД местного и коренного местного населения в вопросах охраны окружающей среды и о развитии Интернета и IT-сервисов в Ненецком АО» 1. О приоритете соблюдения прав человека, интересов ТХД местного и коренного местного населения в вопросах охраны окружающей среды в Арктике Охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации (далее - малочисленные народы) определены в качестве одного из шести Основных национальных интересов РФ в Арктике (п.п. е) п. 5 Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года – далее по тексту «Стратегия-2035). По факту, как следует из последующих положений Стратегии-2035, эти взаимосвязанные интересы разделены как в поставленных целях, так и в задачах по достижению этих целей. Таким образом в Стратегию-2035 снова заложено имеющееся в настоящее время принципиальное противоречие между государственными приоритетами в охране окружающей среды и биоразнообразия в «интересах будущих поколений» и защитой среды обитания КМНС и поддержания их традиционной деятельности. Во времена СССР охрана окружающей среды рассматривалась исключительно в рамках концепции Рационального природопользования, то есть устойчивого (сбалансированного) развития, предусматривающего гармонизацию экономических и экологических интересов общества, сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природноресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения настоящего и будущих поколений и здоровой окружающей среды обитания человека. Реализации этой Концепции были подчинены цели и задачи академической и прикладной отраслевой науки, системы природоохраны, экологического и биологического мониторинга. Эта Концепция четко охраняла интересы традиционной хозяйственной деятельности КМНС и регламентировала ее в балансе задач природоохраны и использования биоресурсов природы в целях возобновляемого и неистощительного природопользования. Это была Концепция антропоцентризма, приоритета интересов и прав человека в сфере охраны окружающей среды. С развалом СССР рухнула и единая система, из-за экономических сложностей сократилось или вовсе прекратилось финансирование отдельных элементов системы, государство дезориентировалось в приоритетах политики в области охраны окружающей среды. В этих условиях Западом России были навязаны другие приоритеты в этой сфере. Делалось и делается это через международные экологические организации Гринпис и, особенно, через WWF. Происходит игнорирование положений Конституции РФ о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Вместо этого произошло и продолжается активное внедрение в общественное сознание и в государственную политику РФ и ее субъектов внедрение Концепции эко- и биоцентризма, т.е. перенесение в сфере охраны окружающей среды приоритета высшей ценности с человека на окружающую природную среду, на живую природу. Из-за недофинансирования отечественной академической науки, которое активно все эти годы восполнялось и восполняется через систему международных, преимущественно западных, грантов, из-за отсутствия политических государственных приоритетов руководства страны в сфере охраны окружающей среды, практически вся академическая биологическая наука стала, по сути, «пятой колонной» Запада, так как восприняла в качестве руководства к действия Концепцию эко- и биоцентризма. А сама власть в РФ и регионах оказалась двойным заложником у международных экологов и собственной академической науки. К чему это привело в сфере экономики в середине-конце 90-х всем хорошо известно. Это привело к тому, что практически вся деятельность по научному обоснованию необходимости и созданию ООПТ в РФ либо осуществляется непосредственно, либо жестко контролируется через финансово зависимые организации системы РАН международными экологами. В основном из WWF. На этапе обоснования и создании ООПТ проводятся массированные чисто популистские, часто откровенно лживые пиар-кампании, в которых много говорится о будущих выгодах местного, в том числе, КМНС-населения от создаваемых ООПТ, об усилении сохранности культурно-исторического наследия малых народов, усиления возможностей развития ими видов ТХД. После создания ООПТ, международные эксперты и ученые РАН, как сговорившись, начинают давить на население и власть и требовать все большего ужесточения охранных режимов ООПТ, сужающих или вовсе прекращающих ТХД местного населения. А не давать рекомендации по рациональному природопользованию. Это приводит к его неизбежному сокращению на территориях ООПТ и прилегающих территориях. (Яркие примеры Двинско-Пинежский заказник в Архангельской области, заказник на о. Вайгач в Ненецком АО и др.). Напомню, что сокращение численности населения Арктической зоны Российской Федерации определено в Концепции-2035 (п.п. а) п.7.) в качестве угрозы №1 в перечне основных угроз национальной безопасности РФ в Арктике. Поэтому приоритет соблюдения прав человека, интересов ТХД местного и коренного местного населения в вопросах охраны окружающей среды должен быть однозначно и недвусмысленно закреплен как в Концепции-2035, так и в других нормативных правовых актах РФ, регламентирующих вопросы охраны, экологии, КМНС, ТХД КМНС. 2. Развитие Интернета и IT-сервисов в Арктике (на примере Ненецкого АО) Рубеж 20 и 21 веков в мире ознаменовался новой технологической революцией. Эта революция вызвана взрывным прогрессом в сфере массовых коммуникаций и цифровых технологий, который стал возможным в результате синтеза достижений в микроэлектронике, в компьютерной технике, в переходе к унифицированной цифровой форме записи, передачи и обработки огромных объемов информации всех видов (аудио, фото, видео, передачи данных), в техническом прогрессе средств связи и передачи информации. В немалой степени масштабному внедрению в повседневную жизнь этих достижений способствует постоянный технологический прогресс аппаратных и программных средств, способствующий их удешевлению, повышению надёжности, унификации, и широкой доступности на рынке. Как следствие этого появились возможности широчайшего внедрения он-лайн и IT-технологий во все сферы жизни. В силу указанных причин, возникла совершенно новая ситуация. Конкурентные преимущества отдельных государств, их отдельных территорий и их населения оказались напрямую увязанными со степенью внедрения, развития, и повседневного использования передовой телекоммуникационной сети (ТКС), уровнем подготовки населения для использования её преимуществ, и наращивания своих национальных преимуществ от широкого и глубокого применения во всех сферах жизни имеющихся возможностей таких ТКС. Благодаря пониманию руководством страны важности сохранения и наращивания преимуществ в сфере развития ТКС, Россия активно развивает и внедряет в жизнь новые технологии ТКС, создает условиях для перехода на новый технологический уровень всех сфер жизни. В том числе, и в сфере государственного и муниципального управления, развития всевозможных Интернет, он-лайн и IT-сервисов, сформулированных как задача «Ликвидации цифрового неравенства в РФ», призванных упростить доступность государственных, муниципальных и иных услуг населению, повысить их качество и оперативность предоставления, сократить время и издержки на их оказание. Для этого имеется и продолжает наращиваться необходимая нормативно-правовая и технологическая база, нарабатываемая в ходе реализации федеральных и региональных целевых программ и национальных проектов. Пандемия КОВИТ-19 однозначно показала необходимость кардинального поворота в сторону форсированного развития систем Интернета, IT-сервисов, развития дата-центров, развития мобильной связи, прежде всего технологий 5G. И всего, что с этим связано. Благодаря достигнутому уровню развития этого сегмента Россия смогла в целом «достойно вписаться» в удаленный режим работы многих отраслей хозяйства, образования, медицины и государственного управления. Что позволило не рухнуть экономике в целом и системе государственного и муниципального управления, в том числе. Несколько лет назад я опубликовал статью «Задачи власти по развитию Интернета и IT-сервисов (Универсальных услуг связи и ликвидации «цифрового неравенства») в Ненецком АО» (Тезисы) http://www.dulnev.nrmar.ru/page72.html . С общим анализом проблемы можно ознакомиться по ссылке. К сожалению, существенного прорыва за эти годы не произошло. Поэтому ниже приведу «резолютивную часть» статьи. Цели и задачи руководства округа в сфере развития телекоммуникаций региона Резюмируя сказанное выше, можно определить цель руководства НАО в сфере развития телекоммуникаций следующим образом: «Дальнейшее развитие и поддержание ТКС НАО на самом высоком и передовом техническом уровне на ближайшие годы для достижения преимуществ в сфере внедрения и использования возможностей сети Интернет для развития и широкого использования он-лайн и IT-сервисов во всех сферах жизни: - В государственном и муниципальном управлении, а также в сфере оказания государственных и муниципальных услуг; - В связи; - В средствах массовой информации; - В развитии сети банковских услуг для населения и субъектов хозяйственной деятельности; В социальной сфере, в том числе: - В здравоохранении; - В образовании и в сфере повышения квалификации; - В культуре; - В обеспечении занятости (создание новых рабочих мест и стимулирование самозанятости населения) и в подготовке и переподготовке специалистов, а также в развитии малого и среднего бизнеса; - В развитии сети дистанционных консультативных услуг специалистов для населения (юридические и правовые), а также в повышении возможностей личного приема граждан в форме видео-конференции. Достижение указанной цели возможно путем реализации двух основных задач: Во-первых, повышение эффективности использования уже имеющейся материальной базы ТКС и заблаговременное планирование эффективности использования при расширении и модернизации этой базы путем устранения субъективных и объективных причин и факторов, указанных в разделе «Анализ состояния и имеющихся проблем ТКС НАО в настоящий момент». Во-вторых, разработка, принятие и реализация Комплексной целевой программы НАО «Перспективы развития региональной ТКС и комплексного использования ее возможностей для развития он-лайн и IT-сервисов с использованием сети Интернет в НАО» (КЦП НАО «Интернет»). Самостоятельные задачи в рамках первой основной задачи: Электрообеспечение и специалисты по наладке Из изложенного выше, а так же из смысла цели, следует, что две основные задачи делятся на ряд взаимосвязанных и поэтапно реализуемых самостоятельных задач. Очевидно, что для устойчивой и бесперебойной работы ТКС в округе, прежде всего, следует решить задачу бесперебойного и устойчивого электрообеспечения сельских населенных пунктов электроэнергией высокого качества. Эта задача может быть решена лишь в рамках отдельной комплексной целевой окружной программы по энергообеспечению населенных пунктов НАО. Следует также иметь в виду, что наращивание генерирующих мощностей, которые смогут «на вырост» решить проблемы электроснабжения на селе, и улучшение качества электроэнергии, скорее всего, потребуют применения принципиально новых генерирующих мощностей и использования иных, в том числе альтернативных источников энергии (например, ветрогенераторы). Это, безусловно, может привести к высвобождению большого количества рабочих мест самой массовой и уважаемой мужской профессии на селе – кочегаров. Возможно не все из них, но какая-то часть вполне сможет пройти переподготовку для обслуживания новых генерирующих мощностей или восполнить дефицит специалистов по техническому обслуживанию и наладке аппаратных средств ТКС на селе. В любом случае, проблемой достаточного количества таких специалистов на местах необходимо озаботиться, так же как и обеспечением сел другими специалистами, поддерживающих их жизнеобеспечение электричеством, теплом, водой, транспортом. Стоимость услуг Не стоит забывать и о стоимости услуг за использование ТКС, так как она будет существенно влиять на востребованность этих услуг населением и субъектами хозяйственной деятельности. Возможно, этот вопрос стоит вынести в качестве самостоятельной задачи. Тем более, что этот вопрос в качестве самостоятельной задачи поставлен на федеральном уровне. На этом был сделан акцент на указанном выше заседании Правительства РФ 26.02.2015 года. Обучение пользователей и помощь в доступе к дистанционным сервисам Отдельной и очень важной самостоятельной задачей в реализации первой основной задачи является программа обучения и консультирования потенциальных пользователей он-лайн и IT-сервисов, будем называть их далее «Дистанционными услугами» (ДУ), которыми можно пользоваться через Интернет. Возможно это так же потребует принятия самостоятельной окружной или муниципальной (в рамках ЗР) целевой программы, учитывающей возрастные особенности и возрастные потребности в ДУ потенциальных пользователей по их объему и необходимому набору (перечню). Очевидно, что в разных возрастных группах эти потребности будут существенно различаться как по набору, так и по объему, достигая максимума для возрастной группы 30-60 лет и снижаясь для более молодой и более старшей групп. Очевидно так же, что для старшей возрастной группы (старше 60 лет), такое обучение, возможно, будет просто мало эффективным, учитывая возрастные сложности в обучении, памяти, быстроте реагирования, психологического барьера перед сложной, дорогой и малопонятной техникой и еще менее понятными манипуляциями по ее использованию. Скорее всего, проще будет подготовить специалистов для социальных служб, способных помогать пользоваться такими услугами (по аналогии с покупкой продуктов или уборкой дома) или оказывать консультативные услуги на дому или дистанционно. Кстати, это может отчасти способствовать созданию новых рабочих мест и привлекать на работу в социальные службы молодежь, испытывающую проблемы с занятостью. По этому пути пошло большинство банков и Центров оказания госуслуг населению, которые содержат штат консультантов, помогающих клиентам пользоваться терминальными устройствами и банкоматами. И это придется делать обязательно, так как все дальнейшее усовершенствование по оказанию услуг в социальной сфере все больше будет перемещаться в «виртуальную» (дистанционную) сферу. Базовым учебным заведением по подготовке таких специалистов, в том числе и по вебинарной форме обучения может стать Социально-гуманитарный колледж. Вебинарная форма обучения позволит готовить таких специалистов на селе без отрыва от дома и необходимости их переезда на время обучения в город. Можно активизировать такую работу через социально-ориентированные НКО на грантовой основе. Так же возможно использование волонтеров-общественников в рамках реализации, например, партийных проектов НРО партии «Единая Россия». Использование для целей оказания такой помощи НКО и волонтеров-общественников возможно на первом этапе. Это снимет остроту ситуации и позволит наработать формы работы и накопить статистику по потребностям населения и особенностям такой работы. Самостоятельные задачи в рамках второй основной задачи: КЦП НАО «Интернет» необходимо разрабатывать в тесном взаимодействии со всеми действующими и потенциальными арендаторами каналов связи скоростного Интернета на действующей и планируемой к прокладке второй ВОЛС с учетом перспектив исполнения ФЦП и действующего законодательства в указанной сфере (ФЦП ДЗ). Это требование очевидно. Фактическое исчерпание пропускной способности первой ВОЛС всего за три года (2011-2014гг) показало, что специального прогноза по использованию ВОЛС, скорее всего, сделано не было. Руководство округа ориентировалось, прежде всего, на собственные потребности и необходимость обеспечить технические возможности для себя по реализации ФЦП ДЗ. Было понятно, что новыми возможностями обязательно воспользуются мобильные операторы в силу указанных выше причин. Скорее всего, к ним присоединятся банки и связисты, в том числе Почта РФ. Поэтому первая ВОЛС была попыткой в пожарном порядке подтянуть технические возможности под реалии и требования времени. О перспективном развитии никто особо не думал. Следует учесть, что бОльшую часть стоимости проекта по прокладке ВОЛС составляет не стоимость самого кабеля и иных аппаратных средств и стоимость их монтажа и настройки, а стоимость прокладки самого кабеля в экстремальных геоклиматических условиях. Поэтому очевидно, что прокладка кабеля бОльшего сечения или кабеля с большей пропускной способностью (вариант двух параллельных кабелей), стоимость проекта существенно не увеличила бы. Поэтому при строительстве второй очереди ВОЛС ОБЯЗАТЕЛЬНО следует учитывать этот фактор. Возможно, лучшим вариантом будет одновременная прокладка двух кабелей в одной линии, что называется «на вырост» и для повышения надежности этого важнейшего канала связи округа с остальной страной и миром. Перспективы использования имеющихся и создаваемых ресурсов ТКС НАО Ниже приведены пояснения и предложения по перспективному использованию уже имеющихся ресурсов ТКС НАО, и которые будет необходимо учесть в обязательном порядке при планировании наращивания и модернизации этих ресурсов в рамках КЦП НАО «Интернет». В государственном и муниципальном управлении, а также в сфере оказания государственных и муниципальных услуг Это направление, прежде всего, требует тщательного и комплексного анализа всех ФЦП ДЗ, четкого понимания достигнутого (уже исполненного) и того, что еще нужно сделать. В связи Очевидно, что весь прогресс в этой части будет возможен только при активном участии операторов связи, как мобильных, так и проводных. КЦП НАО «Интернет» должна закладывать возможности использования скорости передачи от 4G и выше, а так же увеличение объема трафика в связи с почти полным переходом мобильных операторов в ближайшем будущем на ориентацию пользователей использующих преимущественно смартфоны, основной объем используемого трафика которыми уже не ограничен одной лишь голосовой связью. В идеале перед мобильными операторами должна быть поставлена задача обеспечения устойчивой мобильной связью не только ВСЕХ поселений округа, но «перекрытие» зоной устойчивой мобильной связи ВСЕЙ территории НАО или, как вариант, на первом этапе, большей ее части. По информации из газеты «Няръяна вындер», более уже 95% жителей НАО имеют возможность пользоваться мобильной связью наравне с жителями крупных городов. Эта задача может быть реализована только в рамках частно-государственного партнерства с привлечением для реализации этой задачи ресурсов и возможностей не только операторов связи, государства в лице НАО и, возможно, привлечение федеральных средств, но и с обязательным привлечением недропользователей, так как в настоящее время их информационная и ТКС сеть фактически является внутриведомственной. Перекрытие всей или большей части территории округа зоной устойчивой мобильной связи (ЗУМС) создаст дополнительные удобства для деятельности как самих недропользователей, так и для жителей округа, которые в любом месте территории НАО смогут впервые и реально получать возможность использования в полном объеме всех ДУ и он-лайн услуг, о которых говорилось выше. Помимо этого, ЗУМС может в корне изменить качество, оперативность и эффективность деятельности МЧС, правоохранительных органов, качество контроля за окружающей средой, качество медицины. Позвать на помощь, сообщить о ЧС в этом случае можно будет в режиме реального времени и из любого места, координаты которого в случае необходимости можно определить средствами мобильных операторов, даже в ситуации, когда сообщающий не может назвать точного места своего нахождения, что дает неоценимое преимущество во времени для реагирования уполномоченных структур. ЗУМС даст великолепное инфраструктурное преимущество округу для потенциальных инвесторов и для привлечения бизнеса в НАО, в том числе и для развития туризма. Здесь не стоит забывать и про оленеводов, и про геологоразведку, и про рыбную ловлю, и про торговлю. В средствах массовой информации Существующая ТКС НАО и особенно реализация ЗУМС, в принципе, позволяют полностью решить проблему информирования населения, возможности доступа в любом месте округа для неограниченного количества пользователей доступа к неограниченному количеству радио- и телеканалов в цифровом качестве. В первую очередь к региональных каналам. Тоже самое относится и к печатным СМИ округа. Учитывая всеобщий отказ от чисто печатных СМИ на бумажных носителях, это будет общим трендом. В принципе, в НАО уже сейчас можно отказаться от распространения официальных печатных СМИ на бумажных носителях, так как с новыми выпусками «НВ» и «ВН» можно знакомиться в режиме реального времени на их сайтах сразу после их выхода в свет, точнее, после подписания номера в печать. «НВ» плюс к этому уже имеет достаточно большое количество подписчиков, которые получают очередные номера рассылкой по электронной почте в формате PDF, в виде графической копии номера, идентичной печатному варианту, который при необходимости можно распечатать самому. Можно также воспользоваться сервисом газеты и скачав соответствующее приложение знакомиться с ее информацией на мобильных гаджетах (планшеты, смартфоны – далее МГ). Стоимость МГ стремительно падает, а пользование ими упрощается. Уже сейчас они доступны для большей части населения, в том числе и в НАО. Необходимость выпуска печатных СМИ на бумажных носителях диктуется двумя обстоятельствами: Во-первых, требованиями Конституции РФ и действующего законодательства об обязательном официальном опубликовании НПА на бумажных носителях; Во-вторых, естественным консерватизмом части населения, преимущественно его пожилой части, которая предпочитает привычный формат газеты на бумажном носителе и чисто психологически боится или испытывает неудобства от использования МГ. Неудобства эти постепенно компенсируются тем, что все современные телевизоры имеют очень хорошее разрешение и систему беспроводного сопряжения с любыми МГ. При этом следует учитывать, что эта часть населения уходит из жизни в силу естественных возрастных причин. Большая часть населения в возрасте до 60 лет уже выросла в эпоху всеобщей компьютеризации, Интернета и МГ, поэтому имеет соответствующие навыки и привычку находить информацию и знакомиться с ней, не используя бумажные носители. Как сделать такой переход, небольшая, но самостоятельная тема. Она не требует ощутимых вложений или каких-то сложных технических решений, и находится, скорее, в организационной и общественной сфере. В развитии сети банковских услуг для населения и субъектов хозяйственной деятельности Острой проблемой, поставленной уже достаточно давно Президентом РФ, и не решенной в округе до сих пор, является полноценное обеспечение банковскими услугами всего населения России. В НАО, соответственно, всех жителей округа. В НАО эта задача до последнего времени была трудно разрешимой в силу малочисленности населения, отсутствия нормальной, доступной и недорогой транспортной инфраструктуры и коммерческого характера банковской сферы. Банки не могут и не обязаны делать нерентабельные вложения. А для создания полноценных отделений необходимы ощутимые затраты для обеспечения всех обязательных требований, установленных законодательством, для банковских помещений (камень, кирпич, бетон в конструкции), средств связи, обеспечения сохранности наличных денежных средств (охранная сигнализация с выходом на вневедомственную охрану или в полицию), обеспечения безопасности сотрудников и оборудования. Развитие Интернета и увеличение числа пользователей мобильной связи способствовало бурному развитию банковских он-лайн сервисов и резкому увеличению безналичного оборота денежных средств для пользователей банковских карт. Бурно развились всевозможные платежные системы, посредством которых без использования банковских карт также возможны всевозможные он-лайн сервисы, связанные с оплатой товаров и услуг. В условия наличия устойчивого и качественного доступа в Интернет и к услугам мобильной связи, большинство банковских услуг, за исключением получения крупных сумм наличных денег и внесения денежных средств на банковские счета и на электронные кошельки, становятся доступными в любом месте, где есть указанные условия. Создание такого оперативного пункта обслуживания, скорее всего, не вызовет необходимости крупных вложений со стороны банков. По крайней мере, совместно с представителями банков можно найти компромиссное решение. Определенной проблемой для таких экстремальных территорий является обеспечение населения наличными денежными средствами. В первую очередь, работников бюджетной сферы. В этой части у меня нет информации о текущем состоянии дел. Пишу по опыту на период моей работы в Администрации Заполярного района, и с моими интуитивными поправками на текущие обстоятельства. В настоящее время в бюджетной сфере наблюдается переход к безналичной форме перевода заработных плат на зарплатные банковские карты. В силу указанных трудностей с обналичиванием денежных средств в сельских поселениях, вопрос с доставкой и инкассацией выручки у коммерческих предприятий остается актуальным. Во многом это создает благоприятные условия для незаконной предпринимательской деятельности и сокрытия части доходов предпринимательскими структурами от налогообложения, прежде всего в сфере торговли. Свободно себя чувствуют и торговцы паленой водкой и самогоном, браконьеры. Что создает определенные финансовые и социальные проблемы. Развитие ТКС НАО уже в настоящее время, а с учетом перспектив ее развития в ближайшей перспективе, может помочь в решении этих проблем. В конце 90-х годов губернатор Чукотского АО сумел ввести на территории округа безналичную систему денежного оборота. Сделано это было еще в условиях отсутствия повсеместного развития Интернета и мобильной связи, но дало существенную экономию бюджетных средств из-за уменьшения расходов на доставку наличных, повысило фискальный контроль и собираемость налогов, резко сократило торговлю нелегальным алкоголем, улучшило здоровье населения. НАО может перейти на преимущественно безналичную систему денежного обращения. Стоимость аппаратных средств для организации безналичной оплаты товаров и услуг, так же, как и стоимость МГ, сокращается. Так же, как и стоимость подключения к соответствующим банковским операционным сервисам. Это бы сократило расходы на доставку наличности, время на ее доставку и повысило безопасность этой процедуры. Также это резко повысило бы фискальную прозрачность всей предпринимательской, в первую очередь, торговой деятельности, и улучшило бы собираемость налогов, создало бы существенные трудности всей нелегальной торговле и предпринимательству. Но существенной проблемой такого перехода является субъективный фактор. А именно то обстоятельство, что большая часть фактических заработков местного населения на селе находится «в тени». И такой полезный со всех точек зрения переход может быть осуществлен ТОЛЬКО В КОМПЛЕКСЕ с другими мероприятиями по решению социальных вопросов села. В НАО уже имеется опыт создания и использования «социальных карт». С учетом развития ТКС количество сервисов, оказываемых с их применением можно расширить. Появляется возможность сделать все монетарные льготы, дотации, субсидии по настоящему целевыми и прозрачными, не требующими дополнительных форм отчетов за их исполнением. Это отдельная тема, требующая самостоятельного раскрытия и обсуждения. В социальной сфере: В здравоохранении Как указано выше, прежде всего это телемедицина. Проблема остроактуальная с учетом курса руководства страны на сокращение койко-мест в лечебных учреждениях, на сокращение количества медпесонала, закрытие «малоэффективных» больниц, на усиление обеспечения ЛПУ технической, прежде всего, высокотехнологической материально-технической базой и оборудованием. Развитие ТКС, а также дополнение ее возможностей наличием в ФАПах и сельских больницах компактного контрольно-измерительного оборудования, которое может сбрасывать в режиме он-лайн результаты измерений и анализов в вышестоящие медучреждения, имеющие в шьаье специалистов необходимой квалификации для выдачи заключений и передаче их на места, позволит повысить оперативность и качество оказываемой медпомощи селянам. Это можно обсуждать со специалистами в рамках отдельных проектов или программ. Отдельным и вполне реализуемым уже сейчас являются возможности электронной записи к врачам в поликлинику ЗР или в окружную больницу через Интернет из своих поселений, а так же унификация программного обеспечения и создание внутренней интернет-сети всех лечебных учреждений округа для доступа к электронным медицинским картам пациентов и их ведению, унификации форм отчетности, заявок расходных средств и оборудования, оформления больничных листов и т.п. Возможно, это уже можно делать в рамках проекта телемедицина. (Это тоже необходимо обсудить со специалистами из здравоохранения). В образовании и в сфере повышения квалификации Существенным минусом НАО, как субъекта РФ, является отсутствие высших учебных заведений. Также недостаточное развитие имеет сеть средних специальных образовательных учебных заведений и учебных заведений профессионального обучения. Проблемой является и среднее образование на селе, где большинство школ относятся к категории малокомплектных. Отсутствие учебной базы в широком смысле (помещения, оборудование, преподавательский состав) создают сложности для послевузовской переподготовки, для повышения квалификации работников на предприятиях округа и, прежде всего, для государственных и муниципальных служащих. Так же существуют проблемы с переобучением и получением новых специальностей для временно неработающих жителей округа. При этом, регулярное повышение квалификации является обязательным и установленным законом требованием к некоторым категориям работников системы государственного управления и бюджетной сферы. Например, к государственным и муниципальным служащим, педагогам, медицинским работникам. Это налагает на бюджет округа дополнительную нагрузку, так как в большинстве случаев для этого приходится нести большие затраты не только на оплату самого обучения, но и на транспорт (как правило, авиатранспорт) и на проживание по месту обучения. Все это создает огромные неудобства, как для бюджета, так и для самих обучающихся. При надлежащем развитии ТКС НАО эти проблемы могут быть во многом сняты благодаря уже существующим на рынке образования и профессионального обучения предложениям форм дистанционного (заочного) и, в первую очередь, вебинарного обучения (*). (*) - Вебинар Вебинар (онлайн-семинар, веб-конференция, webinar) – это разновидность онлайн семинара, проведение онлайн-встречи или презентации через сеть Интернет в режиме реального времени. В ходе проведения вебинара каждый участник находится у своего ПК, а связь между участниками осуществляется через интернет с помощью загружаемого и инсталлированного приложения, либо через веб-приложение. В случае с веб-приложением, для подключения к семинару нужно ввести адрес сайта в браузере. Вебинары бывают совместными и включают в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает взаимодействие между ведущим и аудиторией. В отдельных случаях ведущий может вести связь по телефону, комментируя информацию, которая отображается на экране, а слушатели могут ему отвечать по громкой связи. Так же на рынке востребованы технологии, в которых реализована поддержка VoIP-аудиотехнологий, которые обеспечивают полноценную аудиозапись через интернет. Вебинары могут быть анонимными, благодаря чему участники конференции могут не догадываться о присутствии друг друга. В первые годы появления Интернета, термин «веб-конференция» закрепился за форумом или доской объявлений. Лишь позднее термин получил значение общения между участниками в режиме реального времени. Сейчас вебинары активно используются в рамках системы дистанционного обучения и всевозможных тренингов. Опции Презентация Воспроизведение видео в режиме реального времени. VoIP Веб-туры – когда адреса страниц, данные, скрипты и прочая информация о вебинаре может быть передана другим участникам с целью использования ее для обучения. Трансляция записи whiteboard электронная доска для комментирования, на которой ведущий вебинара и его слушатели могут делать пометки или оставлять комментарии. Чат Опросы и голосования Удалённый рабочий стол В настоящее время рядом ведущих ВУЗов страны методики вебинарного обучения легализованы, услуги по обучению сертифицированы и лицензированы, выпускники получают официальные документы об образовании, повышении квалификации или ее приобретении. Наиболее ярким примером такого многопрофильного центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации является Учебный центр «Специалист» при МВТУ им. Баумана (Москва). Несомненным преимуществом такой формы обучения является возможность получения знаний и навыков без физического присутствия слушателя на месте обучения. Проходить обучение можно в офисе, дома, в любом месте, где есть соответствующий по быстродействию и качеству Интернет и компьютер или любой МГ с веб-камерой, микрофоном и системой звуковоспроизведения. При этом в качестве резервной связи желательно также наличие устойчивой мобильной связи. Занятия проходят в реальном времени и в реальном общении с преподавателем и другими участниками вебинара. Многие вебинары предоставляют дополнительную опцию по многократному просмотру занятий. В случае бюджетного финансирования таких форм обучения представляется целесообразным проводить такое обучение в одном хорошо приспособленном и оборудованном для этого месте. Что снимет субъективные технические проблемы с обучающихся и позволит вести текущий контроль за участием в обучении со стороны, финансирующей обучение. Возможно, в будущем будет целесообразно создание единого (или нескольких) специализированных центров вебинарного обучения. Это предложение требует дополнительного сбора информации по другим ВУЗам и иным образовательным учреждениям подобного типа, обсуждения и проработки со специалистами. Поистине революционные возможности развития ТКС и вебираной формы обучения (ВФО) открывают в области среднего образования на селе. ТКС и ВФО в принципе позволяют сохранить малокомплектные школы и отказаться от обучения детей в интернатах. Бесспорным и общепризнанным отрицательным последствием реформы среднего образования является повсеместное закрытие малокомплектных школ. Прежде всего, в сельской местности и в труднодоступных местностях. К этой категории относятся практически все сельские школы НАО. Это мотивируется инициаторами реформы неоправданно высокими расходами на их содержание, не подкрепленными достаточно высоким уровнем качества получаемых знаний из-за недостаточного количества педагогов разных специальностей и вынужденного совместного обучения детей разного возраста. При относительно небольших вложениях появляется возможность через ВФО обучать детей со сверстниками и у лучших педагогов округа или, как минимум, у профильных педагогов-специалистов (химия, математика, история, русский и литература и т.д.), которых так не хватает в малокомлектных школах НАО. Помимо этого, закрытие малокомплектных сельских школ имеет крайне негативные социальные последствия: - это вызывает крайнее недовольство и детей, и, в особенности, их родителей. Для населенных пунктов с малой численностью (до 100 человек) закрытие школы для людей означает полную бесперспективность и отсутствие будущего для их поселения и для них лично. Большая часть жителей, имеющих детей школьного возраста, в этом случае принимает решение и покидает свое поселение. Как правило, закрытие школы в таких поселениях является последним рубиконом для населенного пункта. Обычно, после этого из него уезжают остатки молодежи и людей работоспособного возраста и населенный пункт медленно и мучительно умирает; - теряются или сильно деформируются родственные связи, теряется преемственность воспитания и семейных традиций, уходит взаимопонимание, дети не получают достаточных социальных, трудовых и бытовых навыков по ведению домашнего хозяйства и традиционным видам занятий местного населения. Резко снижается социальная адаптация детей и затрудняется их возращение к первоначальному образу жизни. Особенно остро эта проблема стоит для коренного ненецкого населения НАО; - находясь в отрыве от родителей и без их контроля и воспитательного воздействия, дети во многих случаях подвергаются повышенному риску дурных влияний и асоциального поведения, могут приобрести негативные привычки и наклонности (курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам и т.п.), вплоть до преступных. Особенно остро стоит этот вопрос для коренного ненецкого населения, для которого проблема вынужденно более длительного по времени отрыва детей от родителей и традиционного образа жизни, имеет катастрофический характер. Эта тема постоянно озвучивается жителями Бугрино и острова Колгуев, пос. Нельмин-Нос перед руководством округа и Заполярного района, руководством образования и НШИ им. Пичкова. Вебинарная форма обучения позволит обеспечивать нормальный образовательный процесс как для детей с ограниченными возможностями, так и для взрослых. Это поможет решить и вопросы с их занятостью, о чем будет сказано ниже. Малая численность населения в округе, достаточная бюджетная обеспеченность делает вполне вероятной возможность согласования на федеральном уровне социального эксперимента по изменению принципов организации учебного процесса и опробирования его новой формы для подобных НАО территорий с учетом новых технологических возможностей. Возможно и в рамках экспериментального пилотного (модельного) проекта в РФ для отработки новых методик для субъектов РФ с близкими природно-климатическими и географическими особенностями. В культуре Реорганизация библиотечной сети округа с целью создания единой сети и возможностью дистанционного доступа из любого поселения к библиотечным фондам окружной библиотеки. Работа с детьми и молодежью по обучению поиску и получению доступа к книгам, аудио и видеоресурсам, предоставляющим легальный контент, приобщение детей к чтению. Как предложение: Для этого в качестве пробного шара можно запустить в рамках НРО «Единая Россия» какого-либо поощряющего к чтению книг в электронном виде проекта. В качестве приза какие-нибудь электронные книжки-читалки или планшеты с набором электронных книг. (!) я не располагаю информацией о текущем состоянии проекта открытия филиала в округе Президентской библиотеки. Возможны проекты вхождения в программу Национальной электронной библиотеки в Доме Пашкова в Москве. Возможно, в рамках такого взаимодействия возможна оцифровка уникальных региональных печатных фондов (подшивки всех местных газет, журналов, книг и проч. печатной региональной продукции), а также оцифровка оригинальных документов из фондов окружного государственного архива с возможностью организации к ним доступа через сеть Интернет. (!) - Возможны другие направления использования ТКС в сфере культуры, но я не располагаю достаточной информацией в этой сфере, вопрос требует обсуждения со специалистами. В обеспечении занятости (создание новых рабочих мест и стимулирование самозанятости населения) и в подготовке и переподготовке специалистов, а также в развитии малого и среднего бизнеса Подробности возможностей вебинарной формы обучения изложены выше в разделе «В образовании». Наличие развитой ТКС при соответствующей профориентационной работе со стороны службы занятости и целевой финансовой поддержке из бюджета округа позволяет проводить дистанционное профессиональное обучение и детей, и взрослых БЕЗ выезда с места постоянного жительства. Возможно, толчок процессу может дать частная инициатива и частный бизнес. В рамках частно-государственного партнёрства или грантовой округа поддержке профильных НКО этот процесс может развиваться гораздо быстрее и эффективнее. В настоящее время крайне востребованы специалисты в компьютерах, в программировании, IT-сфере, веб-дизайне и проч. сферах, связанных с компьютерами, сетями, интернетом и интернет-сервисами. В округе ощущается явный недостаток профессиональных и квалифицированных специалистов в этой сфере. Потребность в таких специалистах будет только нарастать. Для их обучения не требуется наличие специальной материально-технической и производственной базы. Наибольшее количество предложений уже упомянутого Учебного центра «Специалист» при МВТУ им. Баумана ориентировано на подготовку специалистов именно в этих сферах. Как указывалось выше, такие специалисты-консультанты будут нужны в службах соцобеспечения. Со временем, базовым учебным заведением по подготовке таких специалистов, в том числе и по вебинарной форме обучения может стать Социально-гуманитарный колледж. Помимо этого, специалист, имеющий доступ к качественному Интернету, хороший компьютер, мобильную связь и банковскую карту может найти себе работу в любой точке мира и России, выполнять ее дома по месту жительства в НАО и получать за это заработную плату! Это может помочь в перспективе решить вопросы трудоустройства большого количества молодежи в качестве самозанятых работников, или работников малого бизнеса и ИП, и создать в округе необходимый кадровый резерв квалифицированных специалистов в этой сфере. Возможности развитой ТКС могут в корне изменить формы и эффективность поддержки малого и среднего бизнеса в округе, усилить контроль за целевым характером использования средств государственной поддержки. В развитии сети дистанционных консультативных услуг специалистов для населения (юридические и правовые), а также в повышении возможностей личного приема граждан в форме видео-конференции Острой проблемой округа является слабая доступность граждан к бесплатной и платной юридической и правовой помощи, возможности попасть на личный прием к должностным лицам. Все адвокаты и юристы, бесплатная юридическая консультация, уполномоченные по правам человека, ребенка, бизнеса, должностные лица находятся либо в Нарьян-Маре, либо в поселке Искателей. Для консультаций и личного приема гражданам необходимо прибыть в эти населенные пункты лично, что бывает затруднительно или невозможно по финансовым соображениям, состоянию здоровья, личным обстоятельствам. В принципе, уровень платных услуг адвокатов и юристов, хотя высок, но доступен достаточно большой части сельского населения. Основную сложность представляют большие суммы расходов на транспорт и на проживание в городе (вопрос с бюджетной гостиницей так и не решен). Дистанционная форма оказания таких услуг позволила бы резко расширить доступность этого актуально вида услуг. Для этого уже есть все технические возможности, просто эта идея пока не пришла никому в голову. Административный толчок со стороны органов власти вполне может помочь «ускорению» этого процесса, а при необходимости создать необходимое правовое регулирование. Дистанционный «личный прием» граждан можно делать на базе уже развернутой в округе системы видео-конференц связи, которая используется во время оперативок губернатора для связи с главами сельсоветов. Запуск системы зависит только от политической воли руководства округа и небольшого нормативно-правового урегулирования на уровне округа.
Борис Дульнев, главный редактор сайта Безопасность Арктики и России, член Правления НО «Рыбакохотсоюз НАО» |
©Общественный правозащитный Центр Бориса Дульнева. Связь: Эл.почта: b.n.dulnev@gmail.com; +7 916 594 14 23. Блог Бориса Дульнева в Живом Журнале http://boris-dulnev.livejournal.com/ Пользовательское соглашение |