Борис Дульнев. Материалы к заседанию Эксперного Совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) по теме «Проблемы образования в АЗРФ, подготовки современных кадров, и особенно среди КМНС»
Главная страница» Борис Дульнев. Материалы к заседанию Эксперного Совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) по теме «Проблемы образования в АЗРФ, подготовки современных кадров, и особенно среди КМНС»
Безопасность Арктики и России. 24.05.2020.
Борис Дульнев. Материалы к заседанию Эксперного Совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) 19.05.2020
Тема «Проблемы образования в АЗРФ, подготовки современных кадров, и особенно среди КМНС»
На вопросы поставленные по теме заседания Экспертного Совета отвечаю на примере Ненецкого округа. Чтобы понять, какие кадры будут нужны в АЗРФ в будущем, необходимо четко понимать точку старта, то есть текущую социально-экономическую ситуацию на конкретной территории с учетом ее природно-климатических и ресурсных особенностей. И некую конечную, хотя бы промежуточную точку во времени, с представлением что бы мы хотели и можем реально иметь спустя какое-то время. В нашем случае к 2035 году с некоторой перспективой за этот горизонт.
Для начала самая общая характеристика особенностей НАО на текущий момент. Весь округ сильно вытянут на огромном протяжении с запада на восток севернее Полярного круга вдоль морских побережий Белого, Баренцева и Карского морей. Имеет два арктических острова – Колгуев и Вайгач. Инфраструктура слабая.
Округ энерго независим от остальной части РФ. Вся потребляемая электро- и теплогенерации производятся внутри округа. Нарьян-Мар и его ТЭЦ снабжается газом с Василковского месторождения, запасов которого для города и пос. Искателей, Красное и Тельвиска хватит на 70-75 лет. В остальных селах стоят свои автономные дизель-генераторы, засисящие от Северного завоза. Населению завозятся уголь и дрова (леса в НАО нет). Альтернативной энергетики и систем распределенной генерации в округе нет. Ветрогенераторы в Амдерме так и не заработали. Газификация сел практически не ведется.
Округ не имеет постоянной (всесезонной) наземной дорожной сети (ж/д и дороги с твердым покрытием), связывающей как населенные пункты внутри региона, так и связывающие его с по земле с соседними субъектами РФ (АрхО и Коми). Основные виды транспорта: водный транспорт всех видов в период летней навигации (июнь-сентябрь), наземный транспорт по зимникам и на вездеходной технике в зимний период (конец декабря-начало апреля). Авиасообщение круглогодично, но сильно зависит от погодных условий, в т.ч. в летний период. Местная малая авиация (вертолеты и Ан-2) сильно зависима от светового периода времени суток. Поэтому в зимний период ее возможности крайне ограничены 3-4 часами полета в одну сторону.
Связь. Округ соединен с Большой землей пока еще единственной наземной ВОЛС (волоконно-оптической линией связи) Н-Мар-Усть-Цильма (Коми). Минимум два раза в год из-за льдов в местах перехода через реки кабель повреждается и округ остается без Интернета и мобильной связи. Резервная ВОЛС (Н-Мар-Харьяга-Усинск (Коми) планируется к запуску в 2021 году. Покрытие сельских поселений мобильной связью не повсеместно и осуществляется преимущественно в зоне покрытия операторов, обслуживающих нефтяные вахтовые поселки и инфраструктурные объекты нефтяников. Покрытие спутниковым Интернетом повсеместное, проведено в рамках Интернетизации школ и устранения цифрового неравенства около 6 лет назад. Но оно низкоскоростное, неустойчивое из-за плохого качества электрогенерации в поселках и ее частых отключений и отсутствия на местах специалистов по настройке доступа к Интернету (нужны связисты из города).
Занятость и структура занятости
Традиционным занятием всего местного населения округа (русские, ненцы, коми) до начала промышленной нефтедобычи являлись: рыболовство (промышленное, традиционное и любительское), промысловая охота на дичь и животных, промысел морского зверя, оленеводство. Для русских – разведение КРС и зверофермы (пушнина). Большая часть рыбы, продукции колхозных ферм и оленины потреблялась внутри округа. За пределы округа поставлялись пушнина (со звероферм и от промышленной охоты на пушного зверя), продукция рыбопереработки с Рыбзавода в Н-Маре и в пос. Индига (западная часть НАО на Баренцевом море – до войны) и продукция деревообработки Лесозавода в Н-Маре (лес по Печоре сплавлялся в Н-Мар, готовая продукция морем отправлялась по стране и за границу, снабжала «столяркой» сам округ и геологию.
Нарьянмарский морской порт (Н-Мар находится в 110 км от впадения Печоры в Баренцево море. В верхнем течении Печоры по реке связан с крупным портово-железнодорожным узлом в Коми – городом Печора) служил одной из баз Севморпути и вместе с пос. Искателей, образующим с городом единую агломерацию, служил базой геологоразведки и освоения нефте-газовых и иных месторождений, снабжения Н-Мара и других поселений всем необходимым по Северному завозу и отгрузки собственной продукции.
В 90-2000-е годы закрылись Лесозавод и Рыбокомбинат, зверофермы. С конца 90-х до середины 10-х руководство СПК РК округа, объединенные в НО «Ненецкий рыбакколхозсоюз», прекратили производственную деятельность (кроме СПК РК «Сула» (с. Коткино)), на территориях своих муниципальных образований вынудили членов СПК РК выбрать за копейки свои паи, и сосредоточились исключительно на морском рыболовстве в Мурманской области и установили практически полный монопольный контроль за самыми продуктивными рыбоучастками для промышленного лова на Печоре. По сути, при попустительстве региональной власти пользуются незаконными льготами по налогообложению в качестве градообразующих предприятий, бесплатными федеральными квотами на вылов морских ВБР, не платят налоги в НАО, не несут социальную нагрузку, работают исключительно на собственное обогащение. Из-за изменения правил рыболовства, системы налогообложения, изменения правил регистрации маломерных судов для промышленного лова из почти 150 КФХ и рыболовных ИП в НАО за последние годы уменьшилось более чем в два раза.
Основное хозяйственное занятие КМНС-ненцев – оленеводство. Именно на него ориентирована основная финансовая и административная поддержка региональных властей. В оленеводстве основная проблема – нецелевое и неэффективное использование бюджетной поддержки и средств по договорам соцпартнерства с недропользователями. До рядовых оленеводов во многих случаях указанные средства не доходят.
Проблемы в рыбодобыче и оленеводстве свидетельствует об отсутствии контроля властей за выделяемыми преференциями и огромной многоуровневой коррупционной составляющей, которую эта бесконтрольность прикрывает.
Поэтому основные рабочие места в НАО есть только в бюджетной сфере. Основным местом, где есть работа, является столица НАО – г. Нарьян-Мар. Город Нарьян-Мар – это город чиновников, они составляют основной источник его богатства. С них начинаются все денежные потоки, создающие остальные рабочие места в городе. Чиновники разные:
- служащие государственных органов (федеральных и окружных);
- муниципальные служащие органов местного самоуправления;
- управленцы нефтяных компаний.
Все остальное в городе обслуживает чиновников, начиная с предприятий и учреждений бюджетной сферы, заканчивая производством, которое в советское время отнесли бы к местной промышленности. Город, практически, потребляет все, что производит (мясокомбинат, «Вита»-молочный комбинат, хлебозавод, тепличный комбинат «Солнышко», ОПХ, «Аргус»). Не будет чиновников - не будет города в его сегодняшнем виде.
Чиновники тратят бюджетные деньги, которые зарабатываются нефтяными компаниями (НК). Доля жителей округа среди работающих в НК ничтожна. Мы имеем в округе постоянно численность разнородных работающих в нефтянке в восточной части НАО не жителей округа, практически сопоставимую с численностью взрослого населения НАО. В настоящее время эта рабочая сила завозится уже минуя Н-Мар через Коми. Эта часть работающих живет обособленно. Полного представления о ней и о ее постоянно меняющемся количестве не имеет никто из органов власти. Там свои правила, свой режим безопасности.
В округе существует изначальный антагонизм между жителями и завозимыми специалистами. За предыдущие годы властям так и не удалось его радикальным образом преодолеть. Нефтяники по-прежнему неохотно берут местных жителей, отдавая предпочтение специалистам из тех регионов, где НК начинали свою деятельность. Они препятствуют карьерному росту местных, не пытаются решать жилищно-бытовые проблемы работников - жителей НАО. Проблемы зачастую начинают носить характер дискриминации на национальной почве. Работодатели из НК и строительных компаний местным жителям предпочитают специалистов рабочих специальностей, а зачастую и сервиса, со стороны. Причина одна – специалисты-жители НАО всегда будут стоить дороже. Им надо платить все климатические надбавки, доплаты, дорогу на отпуск семьи к месту отдыха. Это под силу лишь бюджетным структурам и нефтянке, которая за счет этого экономит.
Округ имеет сильнейший нефтяной перекос. Складывается парадоксальная ситуация. Свыше 90 процентов доходов округа составляют доходы от нефтяной отрасли. Самые высокие в стране заработные платы чиновников тоже зависят от нефтяных доходов и не зависят от удовлетворенности работой чиновников населения. Поэтому остальные отрасли и секторы экономики округа, в которых трудится подавляющее большинство населения, для них стоят на последних позициях. Задача крайней необходимости диверсификации экономики и снижения гиперзависимости доходов НАО от нефтяных доходов лишь декларируется, но в реальности не решается из-за убогости профессионального и образовательного уровня местной управленческой элиты, ее полной пассивности и безинициативности, предпочитающей «пилить бабло» на разделе нефтяного пирога, откатах и взятках. В 21 веке региональная власть не предложила самостоятельно ни одного сколь-нибудь серьезного проекта, и не смогла поддержать, а тем более достойно пролоббировать на федеральном уровне ни одного крупного проекта внешних инвесторов из НК. Так дважды провалились проекты, связанные с развитием порта Индига.
В первом случае у всех на слуху порт Сабетта и проекты Ямал СПГ-1 и 2. Хотя при всех сопоставимых запасах газовых месторождений условия глубоководной незамерзающей бухты Индиги с параметрами глубин и береговой линии сопоставимой с Мурманском и близостью к Европе, этот проект экономически был более предпочтительным. Но возможности руководства ЯНАО оказались на порядки круче.
Второй провал произошел с дочкой Роснефти «РН-Печора СПГ». Власти округа не смогли поддержать поправки в законодательство о правах экспорта СПГ, из-за чего Роснефть лишилась этой возможности. А после этого руководство НАО не поддержало Роснефть в борьбе за два газовых месторождения из 4-х в районе Индиги, из-за чего эти месторождения отошли к Газпрому, который их не разрабатывает, но лишил последних экономических интересов Роснефть по реализации проекта порта Индига.
Сейчас заканчивается провалом третья попытка реанимации этого проекта, связанная со строительством порта бункеровки и перевалки угля из-за проблем у очередного инвестора.
Доходы от нефтянки в основном «проедались», а не инвестировались в развитие сельского хозяйства, развитие видов традиционной хозяйственной деятельности КМНС, инфраструктуры, образования, подготовки кадров. Самостоятельных целей и идей руководство округа и местная элита не имеют и следуют исключительно «во след» за руководящей линией руководства страны. Поэтому в НАО нет своего видения будущего и нет понятного направления развития округа и его населения. По этой причине нет госзаказа на подготовку кадров на будущее. Ни по составу, ни по количеству. Теперь можно ответить на поставленные экспертам вопросы.
Какие кадры нужны Арктике в настоящее время?
Потребности в кадрах в нефтянке определяют и готовят НК, работающие в округе. Для реализации макро-целей Стратегии-2035 будут нужны крупные системообразующие государственные и частные компании-инвесторы. Те же НК, Росатом и им подобные. Свои стратегии и кадровое обеспечение они решат без участия округа. В лучшем случае определят нишу, место и количество местных рабочих рук в своих проектах.
Основные потребности в кадрах для обеспечения гос- и муниципального управления, обслуживания бизнеса и производства, потребностей КМНС, образования, соцобслуживания, среднего звена медицины, сервиса вполне удовлетворяют три средних специальных заведения Н-Мара:
ГБПОУ НАО "Ненецкое профессиональное училище". Специальности: Автомеханик; Электомонтажник электрических сетей и электрооборудования; Оператор нефтяных и газовых; Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка; Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования; Повар, кондитер.
ГБПОУ НАО "Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского". Специальности: Образование и педагогические науки; Физическая культура и спорт; Информатика и вычислительная техника; Клиническая медицина; Сестринское дело; Экономика и управление; Сервис и туризм; Изобразительные и прикладные виды искусств; Культуроведение и социокультурные проекты.
ГБПОУ НАО "Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г. Волкова". Специальности: Поварское и кондитерское дело; Право и организация социального обеспечения; Коммерция ( по отраслям); Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); Ветеринария; Оленевод-механизатор; Защита в чрезвычайных ситуациях; Технология продукции общественного питания; Операционная деятельность в логистике; Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям); Информационные системы и программирование; Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.
Филиал САФУ в г. Нарьян-Маре. От имени Университета выполняет на территории НАО следующие задачи:
- организация профориентационной работы и поступления абитуриентов НАО для обучения в САФУ и филиалах САФУ с целью получения высшего образования (г. Архангельск, г. Северодвинск, г. Коряжма);
- организация реализации на территории НАО программ дополнительного профессионального образования САФУ (программы профессиональной переподготовки и программы повышения квалификации);
- организация тестирования мигрантов, прибывающих на территорию НАО;
- организация участия САФУ в совместных научно-образовательных проектах на территории НАО (конференции, экспедиции, исследования и другое).
Всему остальному приходится учиться за пределами округа или привлекать специалистов из других регионов.
Нужны строители, топографы-геодезисты, землеустроители и специалисты по кадастрированию земель, компьютерщики, специалисты по компьютерным сетям и IT-сервисам, связисты, энергетики, медработники, промышленные экологи, экологи- природопользователи, специалисты по созданию ООПТ и ведению мониторинговой и исследовательской работы в ООПТ, биологи, ихтиологи, охотоведы, коммунальщики, бизнесмены, фермеры, специалисты животноводства, творческая интеллигенция.
Какие кадры нужны будут в Арктике в ближайшем будущем, 10-15 лет?
Все указанные выше.
Будет возрастать роль кадров в нефтегазовой отрасли, добыче твердых полезных ископаемых, транспортной отрасли (морской и речной грузовой флот, ледокольные суда (атомные и обычные)), воздушный и наземный транспорт, ж/д транспорт, дорожное хозяйство, энергетика, в т.ч. атомная и альтернативная, логистика, портовое хозяйство, экология и промышленная безопасность, специалисты по предотвращению ЧС и устранению их последствий, связь, военные, природопользование, геология, биология и охрана окружающей среды.
Где готовить кадры для АЗРФ. Роль НОЦ (научно-образовательных центров) в подготовке кадров для АЗРФ.
Необходимо развивать системы дистанционного обучения, начиная со среднего образования, чтобы минимально отрывать от семей и постоянного места жительства детей и молодежь, а также взрослых и пожилых обучающихся, не имеющих возможности переезда на большие расстояния в места обучения.
Специфика подготовки современных кадров для коренных народов Севера. Она есть или нет?
Этой специфики практически нет. После многих лет обсуждения в Н-марском аграрно-экономическом техникуме стали готовить оленеводов-механизаторов, с основными навыками и знаниями по ветеринарии, управления и ремонта транспортных средств, электро устройств, средств связи, основам безопасности.
Как повлияет пандемия COVID-19, по вашему мнению, кадровую политику в Арктике и соответственно, на подготовку кадров для Арктики? Ожидания, плюсы и минусы.
Основное будущее АЗРФ связано с развитием СМП, увеличения трафика по нему, рост количества осваиваемых месторождений углеводородов и ТПИ. Уже сейчас идет активная цифровизация месторождений, развитие систем удаленного контроля, мониторинга, управления и безопасности. Это в равной степени относится и к транспортной логистике.
Пандемия показала крайнюю востребованность высокопропускных и скоростных систем передачи данных, облачных сервисов для организации работы в удаленном доступе. Все это может способствовать в т.ч. развитию строительства мощных ЦОД (Центров обработки данных). Иначе – дата-центров. Для их успешной работы необходимо близкое нахождение мощных источников электро-генерации, необходимое для уменьшения потерь большого объема эл.энергии при ее передаче, охлаждения и обеспечения физической безопасности и защиты. Самый последний и показательный пример – запуск Калининского дата-центра рядом с Калининской АЭС в г. Удомля. Это совместный проект Росатома и Ростелекома.
На нефтяных месторождениях до сих пор сжигаются огромные объемы попутного газа. Мощные дата-центры можно создавать для обеспечения указанных потребностей АЗРФ в самой АЗРФ рядом с местами добычи углеводородного сырья. Там можно обеспечить необходимые и близко расположенные источники электрогенерации, безопасности и защиты и сильно сэкономить на охлаждении.
Помимо этого Росатом намерен развивать атомные генераторы морского базирования подобного типа, как в Чукотском автономном округе.
Если такая перспектива будет заложена в Стратегию-2035, то это может существенно повлиять на кадровую политику в Арктике.
Борис Дульнев, Ненецкий АО
Главная страница» Борис Дульнев. Материалы к заседанию Эксперного Совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) по теме «Проблемы образования в АЗРФ, подготовки современных кадров, и особенно среди КМНС»